Что делать при рассрочке задолженности по кредитам в Алматы

17 Января, 2024

Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев, выступая на площадке Региональной службы коммуникаций города Алматы, рассказал что делать если возникла просрочка по кредиту, как и когда обращаться к кредитору.

 

“После получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке, заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре”, - озвучил А. Терентьев.

 

Таким образом, в заявлении заемщику необходимо указать:

1.            Причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности.

2.            Свои варианты по исполнению обязательств. Согласно законодательству внесение изменений в условия договора займа, предусматривает следующее: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору займа; отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению; изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке; изменение срока займа; прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отменой неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа; самостоятельную реализацию залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки; предоставление отступного взамен исполнения обязательства по договору займа путем передачи банку (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) залогового имущества; реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору займа покупателю.

 

Также эксперт отметил, что банки обязаны принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть, и предоставить ответ в течение 15 календарных дней:

- согласиться, принимая предложенные изменения в условия договора;

- предложить свои варианты по изменению условий договора;

- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

 

Кроме того, А. Терентьев назвал отдельные случаи, когда заемщик может обратиться к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор:

- регистрация заемщика в качестве безработного в органах занятости;

- отнесение к СУСН либо получателем адресной социальной помощи;

- временная нетрудоспособность заемщика, связанная с болезнью;

- выход заемщика в отпуск по уходу за ребенком;

- призыв заемщика на срочную воинскую службу;

- по семейным обстоятельствам, связанным с болезнью, смертью близкого родственника, супруга (супруги) заемщика, повлекшие дополнительные расходы;

- нанесения заемщику материальный ущерб (кража, пожар, затопление и т.д.);

- иные случаи, в том числе предусмотренные внутренними документами банка.

 

“Перечень случаев может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на невозможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях, который зависит от внутренней кредитной политики каждого кредитора”, - добавил он.

 

Таким образом, именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.

 

Решение по одобрению изменений в условия заключенного договора займа принимает уполномоченный орган кредитора по результатам рассмотрения предоставленных заемщиком документов, подтверждающих невозможность исполнять обязательства на действующих условиях договора и оценки его платежеспособности.

 

“Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором. В случае если заемщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, то он вправе обратиться в Агентство. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий банку”,- разъяснил А. Терентьев.

 

В завершение выступления, спикер обратился к заемщикам, у которых возникли трудности с погашением кредита. В данной ситуации в обязательном порядке необходимо обратиться в банк или МФО, написать заявление. Чем раньше заемщик примет меры по урегулированию просроченной задолженности, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности.

Поделиться: