Live
Первое полугодие 2025 года: как изменилась демография и правовая помощь в Алматы
31 Июля, 2025

Департамент юстиции города Алматы подвел итоги первого полугодия этого года. Несмотря на общее снижение количества зарегистрированных гражданских актов, статистика демонстрирует интересные изменения в ключевых показателях, а внедрение цифровых решений, таких как чат-бот Министерства юстиции РК, усиливает доступность юридической помощи для населения. О демографической статистике рассказала на пресс-конференции Региональной службы коммуникаций г. Алматы руководитель Департамента юстиции города Алматы Балаим Кесебаева.
По состоянию на сегодняшний день в Алматы зарегистрировано 101 057 актов гражданского состояния, что на 39,46% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, когда было зарегистрировано 140 939 актов. Несмотря на общее снижение, в отдельных категориях наблюдаются положительные сдвиги. Так, рождаемость выросла на 4,08% - зафиксировано 25 718 актов о рождении против 24 667 в прошлом году. Показатель смертности, напротив, снизился на 10,2%. Заключение браков тоже немного уменьшилось - на 3,8% (9 274 в 2025 году против 9 627 в 2024 году), тогда как число разводов увеличилось на значительные 41,6% - зарегистрировано 2 384 акта о расторжении брака.
Что касается административной практики, в 2025 году к ответственности привлечены 269 должника, тогда как в 2024 году их было 168. Из общего числа дел 14 поступили по материалам государственных судебных исполнителей (в 2024 - 23), и 158 - от частных судебных исполнителей (в 2024 - 100). Применено 8 административных арестов (в 2024 году - 26) и вынесено 255 административных штрафов. Также зафиксировано 7 уголовных производств.
Особенно заметен рост по алиментным делам: к ответственности привлечено 209 должников, тогда как в прошлом году их было всего 61.
В сфере цифровизации правовой помощи с мая 2024 года на официальном сайте Министерства юстиции Республики Казахстан функционирует чат-бот - виртуальный консультант, предоставляющий гражданам круглосуточный доступ к юридической информации. Он помогает по самым актуальным вопросам: как подать на алименты, оформить доверенность, получить справку о несудимости, развестись, оформить наследство и многое другое. Также бот направляет пользователей к соответствующим органам или электронным сервисам.
С момента запуска чат-бота проведено шесть информационных встреч с жителями города, по результатам которых 4 751 человек был направлен на получение юридической помощи через цифрового помощника. На сайт поступило 4 829 сообщений, из них 1 146 - по обратной связи.
Юстиция становится ближе благодаря цифровым технологиям и активной работе с населением.