Мастер-план транспортного каркаса Алматы: мнение директора ТОО «Казахский Промтранспроект» Арнура Аханова

22 Января, 2024

Согласно данным Бюро национальной статистики, численность населения города
Алматы составила 2,211 млн человек, пригородной зоны Алматинской агломерации -
около 1,3 млн. Значительная доля населения проживает на расстоянии нескольких
десятков километров от мест работы, учебы и отдыха. Это приводит к ежедневному
использованию личного и общественного транспорта, так как 70% процентов мест
приложения труда располагаются в центральной части города. Учитывая столь бурное
развитие города и значительный прирост населения, происходит перегрузка
инфраструктуры (не только транспортной), возникает социальное неравенство, но и
создаются угрозы общественной безопасности и загрязнения окружающей среды.
Рассмотрев «Мастер-план транспортного каркаса Алматы до 2030 года», ТОО
«Казахский Промтранспроект» отмечает своевременность выхода данного документа
и инициации КГУ «Управление городской мобильности города Алматы» разработки
проектно-сметной документации на строительство пробивок ряда улиц города,
связывающих отдаленные районы (полицентры) и пригородные населенные пункты
Алматинской агломерации, а также строительство выделенных полос наземного
общественного транспорта (БРТ), выполняемых в рамках утвержденной «Программы
развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года».
Программа учитывает интеграцию общественного транспорта в рамках Алматинской
агломерации, расширение известных трасс с выходом на БАКАД, увеличение
плотности сети городских улиц, стимуляцию развития вело-пешеходного движения в
границах создаваемых полицентров и развитие систем общественного транспорта.

Мастер-планом транспортного каркаса Алматы до 2030 года проанализированы и
намечены мероприятия, которые должны несколько улучшить создавшуюся в городе
Алматы транспортную ситуацию, а именно:
Пробивка проспектов и улиц центральной части города в объеме 168 км (28
коридоров) - Райымбека, Толе Би, Жубанова, Абая, Шаляпина-Сатпаева, Жандосова
– Муканова, Жандосова – Тимирязева, Рыскулбекова, Торайгырова, Мустафина,
Тлендиева, Муканова – Байзакова, Байтурсынова и ряда других, безусловно, сократит
время проводимое в транспорте по пути к местам работы и отдыха;
Создание транспортных коридоров в периферийной части города устранит ряд
инфраструктурных проблем, позволит ликвидировать социальное неравенство между
районами города и обеспечит более свободный доступ пассажиров, прибывающих из
населенных пунктов Алматинской агломерации;
Организация каркаса общественного транспорта, учитывающего организацию
мультимодальных перевозок пассажиров по линиям скоростного автобусного
движения (БРТ), легкорельсового транспорта (ЛРТ) и метрополитена со
строительством транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) сократит время пересадок
пассажиров из одного вида транспорта в другой и увеличит скорости движения
общественного транспорта, что повысит его конкурентоспособность по сравнению с
личным транспортом;
Разработка рекомендаций (на примере Ауэзовского района) по изменению
маршрутной сети сократит время ожидания общественного транспорта и обеспечит
возможность удобного передвижения пассажиров во все микрорайоны, а также в
существующие и перспективные застройки города.
В случае полной реализации намеченных мероприятий, ожидаем, что число поездок
на общественном транспорте вырастет в два раза.
Выполненная работа по созданию базового плана по развитию транспортной системы
города с приоритетом общественного транспорта, безусловно, важная и необходимая
составляющая развития нашего города, которая обеспечит при ее реализации
быстрое и комфортное передвижение населения.
Дополнительно необходимо отметить, что в последующих проектах развития
Алматинской агломерации необходимо стимулирование создания бизнесом мест
приложения труда в районах проживания потенциальных работников и создание в
пригородной зоне города Алматы достойных условий жизни и работы, что должно
снизить транспортную нагрузку на город Алматы, расположенный в предгорной зоне и
имеющий возможность расширения только в северном направлении.

Поделиться: