"Нить длиною в жизнь": как алматинский дизайнер-реставратор возрождает почти утраченное национальное искусство “зерлеу”

12 Октября, 2023

 

13 октября в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая пройдет юбилейная выставка “Зер-Ғұмыр”  в честь 30-летия авторского дома золотого шитья - "зерлеу" и прикладного искусства Aizhan Abdubait. На брифинге РСК дизайнер-реставратор Айжан Абдубаит и другие именитые художники рассказали, как в Алматы возрождают старинную технику вышивания золотой канителью.

Айжан Абдубаит тот единственный ремесленник, которая посвятила половину жизни этому делу и изучению данного искусства.

“Если говорить в целом о прикладном искусстве, то оно многообразное, многопрофильное. Например, есть деревообработка, железное, ювелирное искусство, текстиль - вязание ковров, валяние и тд. Также  существует несколько направлений  в вышивальном искусстве: вышивка крестом, крючком,  гладью и многие другие. Среди них “зерлеу” - вышивка золотыми и серебряными нитями, расписывание одежды и головных уборов ханов, биев и султанов. Данное элитарное искусство было чуть ли не потеряно. Оно является прямым доказательством того, какой богатой была культура нашего народа. Поэтому я и посвятила свою жизнь изучению данного искусства”, - поделилась дизайнер-реставратор, член Союза художников РК, лауреат фестиваля “Жигер” и мастер золотошвейного искусства Айжан Абдубаит.

Одной из первых работ, вышедших из рук реставратора является платье и камзол ханши Фатимы, жены хана Жангира, которые она носила при коронации царя Николая І. Также Айжан Абдубаит работала над восстановлением ковра, покрывающего гробницы Ходжа Ахмета Яссауи, военной формы Джангир хана

При этом нет точных данных когда и где именно возникло данное декоративное искусство. В казахские степи оно пришло еще в царские времена, рассказывает художник график, этнограф и писатель Ералы Оспанов.

“В наши степи это искусство привезли казахские султаны, и принадлежало оно исключительно представителям правящего класса, аристократии. Мужской головной убор - мурак, который носили лишь ханы, султаны и бии вышивали в данной технике, используя золотые и серебряные нити. И спустя многие годы  это ремесло  ушло в массы, после чего  украшали "зерлеу" не только одежду и головные уборы, но и предметы быта”, - рассказал Е.Оспанов.

За годы своей работы мастер-ремесленник обучила более ста человек. Сегодня работы Айжан Абубаит находятся в частных коллекциях, а реконструкции костюмов знатных особ можно увидеть в музеях страны.

Поделиться: