Генетическая генеалогия: какие тесты популярны среди алматинцев

4 Сентября, 2023

На брифинге Региональной службы коммуникаций выступила врач-генетик, сотрудник генетической лаборатории Мадина Элиасова, которая рассказала об уникальности ДНК, тестах на определение родословной, и влиянии генетических факторов на различные заболевания.

Эксперт напомнила, что ежегодно по всему миру 3 сентября отмечается день открытия уникальности ДНК. В 1984 году британский ученый Алек Джеффрис выявил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально.

“ДНК - это поистине молекула жизни, как ее называют. Это цепочка, состоящая из нуклеотидов, так называемой биологической азбуки, в которой записана вся информация об организме и о том, как передать эту информацию от одного поколения к другому. В 1953 году американские ученые открыли трехмерную структуру молекулы ДНК. То есть, именно каким образом передается вся информация от одного поколения другому. Это дало бурное развитие биотехнологии и генетики, а также медицинской генетики”, - поделилась М. Элиасова.

Как отметила врач-генетик, уникальность ДНК позволило применять ее в криминалистике. На сегодня это самый точный метод определения личности. Используется данный метод и в судебной практике, для определения отцовства.

“Вообще сейчас происходит прорыв, благодаря биотехнологии и генетики в подходе, и в понимании как происходит болезнь, и соответственно дает новые пути для развития медицины, а также для развития и понимания о том, что из себя представляет человек. Также изучение уникальности ДНК дало развитие историческим наукам, то есть, можно определить исторические личности. Все мы тоже пользуемся достижениями ДНК, вот например в 2020 году, каждый из нас сдавал ПЦР-тест на ковид. Можно определить также наличие или отсутствие заболевания точным методом”, - добавила она.

Отвечая на вопросы журналистов, эксперт рассказала, что популярностью сегодня пользуется генетический тест на определение своей генеалогии и происхождения.

“Генетические тесты дают возможность ответить на вопросы своего происхождения, на определение предков. Такие тесты называются “Путешествие в генеалогию”. Этот тест позволяет узнать общего предка. Материнские линии не дают возможности проследить путь, потому что женщины, как известно, выходя замуж рассеиваются по миру и примерно, эти гаплогруппы одинаково разнесены географически. Именно мужская линия дает понимание откуда мы родом и позволяет проследить своих предков, узнать общих предков с другими народами”, - отметила она.

К слову, определить свою родовую принадлежность можно примерно за 50 тысяч тенге. К генетикам-исследователям также обращаются с целью определения или установления отцовства. Данный метод чаще используется в судебном порядке. Не менее популярны и тесты на измену. Для этого необходимо предоставить образцы биоматериалов, например на ткани.

Генетические тесты также дают возможность определять предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

“Мы делаем генетические тесты на предрасположенность к таким заболеваниям как рак молочной железы, яичников, Альцгеймера и т.д. Они зависят от многих факторов. Если есть такие заболевания, моногенетические, как например синдром Жильбера, выявление мутации одного гена позволяет поставить диагноз. Например, заболевание рак молочной железы, предстательной железы и Альцгеймер, - это многофакторные заболевания. Выявляя эти гены мы не говорим о том, что человек заболел или заболеет. Мы можем сказать, что есть предрасположенность. Это позволяет учитывать факторы внешней среды, которые могут быть триггером и человек будет уже предупрежден, и более внимателен в повседневной жизни, чтобы предупредить это заболевание”, - пояснила эксперт.

Также к генетикам обращаются пары, планирующие беременность. Генетики в свою очередь, исследуют и определяют факторы а также возможные риски рождения ребенка с теми или иными заболеваниями.